Память блаженной отроковицы Музы

Святый Григорий Двоеслов, папа Римский[5], поведал своему архидиакону Петру такое сказание о блаженной отроковице Музе (со слов Прова, брата Музы):

Когда Муза была еще юной отроковицей, ей ночью явилась в сонном видении Пресвятая Богородица Приснодева Мария; Матери Божией сопутствовали многие отроковицы столь же юного возраста, как и Муза. Богоматерь спросила Музу:

— Не желаешь ли ты жить вместе с этими отроковицами и всегда следовать за Мной?

На это Муза отвечала:

— Весьма желаю, Госпожа моя.

Тогда Матерь Божия сказала Музе, чтобы она воздерживалась от детских игр и от всего небогоугодного, так как через тридцать дней Муза придет к Ней и присоединится к лику прочих юных дев.

С этого времени Муза переменила жизнь свою: оставив детские игры и забавы, она всецело посвятила себя жизни богоугодной.

Видя такую перемену в жизни дочери своей, родители Музы весьма удивились. Когда же они спросили ее о причине такой перемены, то Муза сказала им, что она видела во сне Пресвятую Богородицу; сказала им о заповеди, которую дала ей Матерь Божия; поведала также и о том, в какой день она отойдет от жизни этой и присоединится к сонму прочих дев, сопутствовавших Матери Божией.

При наступлении двадцать пятого дня после явления Музе Матери Божией отроковица впала в тяжкую болезнь; она вся пылала как в огне. На тридцатый день, когда приблизилось время преставления блаженной отроковицы, Муза снова увидела Матерь Божию, пришедшую к ней в сопровождении тех же отроковиц. Матерь Божия стала звать к Себе Музу. Блаженная же отроковица ответствовала Ей тихим голосом:

— Иду, Госпожа моя, иду!

С этими словами блаженная Муза предала душу свою в руки Пресвятой Богородицы и, оставив эту земную жизнь, вселилась в обителях вечных с прочими девами, сопутствовавшими Матери Божией[6].

Когда архидиакон Петр выслушал эту повесть, то спросил святого папу Григория:

— Я хотел бы знать, честны́й владыко, могут ли быть приняты на Небесах души праведников прежде, чем они разлучатся от тела?

Святый же Григорий отвечал:

— Мы не можем сказать о всех без исключения праведных людях, что души их будут приняты на Небесах; точно также не можем и сказать, чьи души не будут приняты на Небесах. Но, вероятно, есть люди праведные, души которых находятся как бы в некоем отдалении от Царствия Небесного. Причину этого следует видеть именно в том, что те люди в продолжении земной жизни своей не достигли известного совершенства в добродетельной жизни. Что же касается того, что души праведников, живших богоугодно на земле, когда отрешаются от союза с плотию, то поселяются в Обителях Небесных, то эта истина — яснее самого света солнечного, ибо Сам Господь наш Иисус Христос говорит: идеже будет труп, тамо соберутся орли [7], то есть, где будет Господь наш Иисус Христос с принятою на Себя человеческою плотию нашею, там без всякого сомнения будут и души праведников. И святый Апостол Павел весьма желал разрешитися и со Христом быти [8]. Верующий в то, что Господь пребывает на Небесах, должен веровать и в то, что и Павлова душа пребывает на Небесах со Христом. Тот же Апостол очевидно для всех свидетельствует, что души праведников по разлучении с телом водворятся в отечестве Небесном, ибо он говорит: вемы, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечну на Небесех [9]. Богу нашему да воссылается слава, честь и поклонение, ныне и в бесконечные веки. Аминь.


В тот же день память во святых отца нашего Георгия, епископа Митиленского, поставленного во епископа в 842 году.


В тот же день память святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии, пострадавших в царство Диоклетианово.


В тот же день празднуется перенесение мощей преподобного Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца, скончавшегося 26 сентября 1523 года. Перенесение мощей было в 1545 году 16 мая.