Православный крест

СКАЗАНИЕ
о
СРЕТЕНИИ ГОСПОДНЕМ

П о прошествии сорока дней после рождества Господа нашего Иисуса Христа и по исполнении дней законного очищения Пречистая и Преблагословенная Дева Матерь вместе со святым Иосифом Обрученником пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа для исполнения Закона Моисеева. По сему Закону нужно было, во-первых, по рождении очиститься — чрез принесение Богу подобающей жертвы и чрез иерейскую молитву — и, во-вторых, нужно было поставить пред Господом первородного младенца и сделать выкуп за него установленною ценою[1]. Так было повелено Господом в Ветхом Завете Моисею, у которого в книгах о законе очищения матери пишется так: «Если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; в восьмый же день обрежется у него крайняя плоть его: и тридцать три дня должна сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее[2]. По окончании дней очищения своего она должна принести однолетнего агнца во всесожже[21]Сретение Господне [22][23]ние и молодого голубя или горлицу в жертву за грех[3]. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей — одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, — и очистит ее священник, и она будет чиста»[4]. А о посвящении Богу первенцев мужеского пола в Законе так говорится: «Освяти Мне каждого первенца (мужеского полу) перворожденного, разверзающего ложесна»[5]. И в другой раз: «Отдавай Мне первенца из сынов твоих»[6]. Это требовалось за то великое благодеяние Божие в Египте, когда Господь, избивая египетских первенцев, пощадил израильских[7]. Посему израильтяне приносили своих перворожденных младенцев в храм, посвящая их Богу как должную дань, установленную Законом. И опять выкупали их у Бога себе установленною ценою, которая называлась «выкупным серебром», и отдавалась служащим при храме Господнем левитам, как о сем написано в четвертой книге Моисея[8]. Установленная же цена выкупа состояла из пяти священных сиклей церковного веса, а каждый священный сикль имел в себе двадцать пенязей[9].

Исполняя сей Закон Господень, Матерь Божия ныне пришла в храм с Законодателем. Пришла очиститься, хотя и не требовала очищения, как нескверная, неблазная, нетленная, пречистая. Ибо Та, Которая зачала без мужа и похоти, и родила без болезни и нарушения Своей девической чистоты, не имела скверны, свойственной женам, родящим по естественному закону: ибо родившую Источник чистоты как могла коснуться нечистота? Христос родился от Нея, как плод от древа; и как древо, по рождении своего плода, не повреждается и не оскверняется, так и Дева, по рождении Христа, плода благословенного, осталась неповрежденною и неоскверненною. Христос произошел [24]от Нея, как луч солнечный проходит сквозь стекло или кристалл. Проходящий сквозь стекло или кристалл солнечный луч не разбивает и не портит его, но еще более освещает. Не повредил девства Матери Своея и Солнце Правды — Христос. И дверь естественного рождения, чистотою запечатленную и девством охраняемую, не осквернил обычными для женщин кровотечениями, но, пройдя сверхъестественно, еще более усугубил ее чистоту, освятив ее своим происхождением и просветив Божественным светом благодати. Совершенно не нужно было никакого очищения для Родившей без истления Бога-Слова. Но дабы не нарушить Закон, а исполнить его, пришла очиститься всесовершенно чистая и не имущая никакого порока. Вместе с сим исполненная смирения, Она не гордилась Своею нетленною чистотою, но пришла, как бы нечистая, встать вместе с нечистыми женами пред дверьми храма Господня, — и требовать очищения, не гнушаясь нечистыми и грешными. Принесла и жертву, но не как богатые, приносившие непорочного однолетнего агнца, а как бедные, приносившие двух горлиц или двух птенцов голубиных, во всём проявляя смирение и любовь к нищете, и избегая гордыни богатых. Ибо из золота, принесенного волхвами[10], Она взяла немного и то раздала нищим и убогим, удержав для Себя только самое необходимое на дорогу в Египет. Купив упомянутых двух птиц, Она принесла их, по Закону, для жертвы, а вместе с ними принесла и Своего первородного Младенца. «Вознесо́ста, — говорит Евангелист Лука, — (родители младенца Иисуса) во і҆ерⷭ҇ли́мъ, поста́вити є҆го̀ пред̾ гдⷭ҇емъ[11]; т. е. возвратить Божие Богу, ибо в Законе Господнем написано, что всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, должен быть посвящен Господу[12]. Держа на руках Своих Новорожденного, Святая Дева Мария преклонила колена пред Господом и с глубоким благоговением, как драгоценный дар, возносила и предавала Младенца Богу, говоря:

— Се, Сын Твой, Превечный Отче, Которого Ты послал воплотиться от меня для спасения рода человеческого! Ты Его родил прежде веков без Матери, а я по Твоему благоволению, по исполнении лет, родила Его без мужа; вот плод чрева [25]моего перворожденный, Духом Святым во мне зачатый и неизреченно, как Ты Один ведаешь, от меня происшедший: Он первенец мой, ранее же всего Твой, Тебе соприсносущный и собезначальный, первенец Тебе Одному подобающий, ибо Он есть от Тебя сошедший, не отступив от Твоего Божества. Приими Первенца, с Которым Ты веки сотворил[13], и с Которым вместе свету возсиять повелел: приими воплотившееся от меня Твое Слово, Которым Ты утвердил небо, основал землю, собрал в соединение воды: приими от меня Твоего Сына, Которого приношу Тебе на сие великое, да о Нем и о Мне устроишь так, как Тебе угодно, и да искупишь род человеческий Его плотию и кровию, принятою от Меня.

Произнеся сии слова, Она отдала Свое драгоценное Чадо в руки архиерею как наместнику Божию, как бы отдавая Его Самому Богу. После сего Она выкупила Его, как требовал Закон, установленною ценою, — пятью священными сиклями, число которых как бы предзнаменовало пять священных язв на теле Христа, принятых Им на кресте, которыми весь мир был искуплен от клятвы законной и от работы вражией[14].

В то самое время, когда Матерь Божия принесла младенца Иисуса для исполнения над Ним предписанного Законом обычая, в храм пришел, руководимый Духом Святым, старец Симеон, человек праведный и благочестивый, ожидавший утехи Израилевой, имевшей наступить с пришествием Мессии. Он знал, что ожидаемый Мессия уже приближается, ибо скипетр перешел от Иуды к Ироду, и исполнялось пророчество праотца патриарха Иакова, предрекшего, что не оскудеет князь от Иуды, пока не приидет ожидание народов, Христос Господь[15]. Точно также окончились и Данииловы седмины числом семьдесят, после чего, [26]по пророчеству, должно быть пришествие Мессии[16]. Вместе с тем и самому святому Симеону Духом Святым было обещано не видеть смерти, прежде чем он не увидит Христа Господня. Симеон, посмотрев на Пречистую Деву и на Младенца, бывшего на Ея руках, увидел благодать Божию, окружающую Матерь с Младенцем, и, уведав от Святаго Духа, что Сей есть ожидаемый Мессия, поспешно подошел и, приняв Его с неизреченною радостию и благоговейным страхом, воздавал Богу великое благодарение. Он, убеленный сединами, как лебедь перед своею кончиною, воспел пророческую песнь:

— Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром.

— Не имел я, — как бы так говорил он, — мира в мыслях своих, все дни ожидая Тебя, и все дни пребывал в печали, пока Ты приидешь: ныне же, увидев Тебя, я получил мир и, освободившись от печали, отхожу отсюда с радостною вестию к моим отцам: возвещу о Твоем пришествии в мир праотцу Адаму и Аврааму, Моисею и Давиду, Исаии и прочим святым отцам и пророкам, неизреченную радость принесу я им, пребывающим доселе в печали; к ним и отпусти меня, дабы, оставив печаль, они возвеселились о Тебе — Избавителе своем. Отпусти меня, раба Твоего, после многолетних трудов, успокоиться на лоне Авраамовом: очи мои уже видели Спасение Твое, уготованное для всех людей, очи мои видели Свет, уготованный для рассеяния тьмы, для просвещения народов, для откровения им неведомых Божественных Таин — Свет, воссиявший для прославления людей Твоих Израиля, Который Ты обещал чрез пророка Исаию, сказав: «да́хъ въ сїѡ́нѣ сп҃сенїе і҆зра́илю въ прославле́нїе»[17].

Иосиф и Пречистая Дева, слыша всё сказанное Симеоном о Младенце, удивлялись; притом они видели, что Симеон говорит к Младенцу, не как к младенцу, но как к «Ветхому денми»[18] и, молясь, обращается к Нему не как к человеку, а как к Богу, имеющему власть жизни и смерти и могущему тот[27]час отпустить старца к иной жизни или удержать в настоящей. Симеон обратился с благословением и к ним, восхваляя и величая Пренепорочную Матерь, родившую в мир Бога и человека, и ублажая мнимого отца святаго Иосифа, сподобившегося быть служителем такому таинству. Потом, обратившись к Марии, Матери Его, а не к Иосифу — ибо он прозревал в Ней очами своими безмужную Матерь, — Симеон произнес:

— Сей послужит на падение и возстание многим во Израиле: на падение тем, которые не пожелают веровать словам Его, на возстание же тем, которые с любовию примут святую проповедь Его, — на падение книжникам и фарисеям, ослепленным злобою, на возстание простым рыбарям и людям немудрым. Он изберет немудрых, мудрых же века сего посрамит, — на падение ветхозаветного иудейского соборища и на возстание благодатной Церкви Божией. Сей послужит знаменем для пререканий[19], ибо великий раздор произойдет в людях из-за Него: одни назовут Его благим, другие же скажут, что он обманывает людей; и положат Его, — по слову пророка Иеремии, ꙗ҆́кѡ зна́менїе на стрѣлѧ́нїе[20], повесив на крестном древе, уязвив, как стрелами, гвоздями и копьем. В то время, безмужная Матерь, — продолжал старец, — душу Твою пройдет оружие печали и сердечной боли, когда увидишь пригвожденным ко кресту Сына Своего, когда Ты с великою болью в сердце и рыданиями будешь провожать из мира сего Того, Кого в мир Ты родила без болезни.

Здесь же в храме была и Анна пророчица, дочь Фануилова, из колена Ассирова. Она была вдова, уже сильно состаревшаяся, — ей было восемьдесят четыре года; она семь лет только прожила со своим мужем и, овдовев, проводила Богоугодную жизнь, не отходя от храма, но в посте и молитве служа Богу день и ночь. Придя в тот час в храм, Анна много пророчествовала о принесенном в храм Господень Младенце ко всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме[21].

[28]Слыша и видя всё сие, книжники и фарисеи распалялись в сердцах своих и негодовали на Симеона и Анну за их свидетельства о Младенце. Они не умолчали, но обо всём случившемся и сказанном в храме известили Ирода царя[22]. Тотчас он послал воинов с приказанием отыскать Божественного Младенца Христа-Господа и убить Его; но они не нашли уже Его: по повелению, данному Иосифу во сне, Он обретался в Египте. Святый Иосиф с Пречистою Богородицею, исполнив в храме всё требуемое Законом, не возвращались в Вифлеем, а пошли в Галилею, в свой город Назарет[23], а оттуда быстро скрылись в Египет[24]. Отрок же возрастал, и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия пребывала на Нем[25].

Празднование Сретения Господня установлено в царствование Юстиниана[26]; ранее же, хотя Сретение Господне и воспоминалось в Церкви[27], но торжественно не праздновалось. Благочестивый же царь Юстиниан установил праздновать сей праздник как Господский и Богородичный, наряду с другими великими праздниками. Побуждением к установлению сего праздника были особенные обстоятельства. В царствование Юстиниана в Византии и окрестностях ее в течение трех месяцев, начиная с последних чисел октября месяца, был сильный мор, так что сначала умирало по пяти тысяч человек в день, а потом по десяти тысяч; тела даже богатых и высокопоставленных людей оставались без погребения, ибо слуги и рабы все вымерли и некому было погребать самих господ. А в Антиохии[28] к моровой [29]язве, за грехи людей, присоединилась и другая казнь Божия — страшное землетрясение, от которого попадали все большие дома и высокие здания и храмы, и погибло много народа под их стенами; в числе погибших был Евфрасий, епископ Антиохийский[29], задавленный до смерти при падении храма. В это страшное и погибельное время одному благочестивому человеку было откровение, чтобы установлено было торжественное празднование «ипапанти»[30], т. е. Сретению Господню, как и прочим Господским и Богородичным великим праздникам. И вот, при наступлении дня Сретения Господня, февраля второго числа, когда начали праздновать со Всенощным бдением и исхождением с крестами[31], смертоносная язва, мор и землетрясение тотчас прекратились — по милосердию Божию и по молитвам Пречистыя Богородицы. Ей с родившимся от Нея Христом Богом да будет честь, слава, поклонение и благодарение во веки. Аминь.


Тропа́рь пра́здника, гла́съ а҃:

Ра́дꙋйсѧ, бл҃годатнаѧ бцⷣе дв҃о, и҆з̾ тебе́ бо возсїѧ̀ сл҃нце пра́вды хрⷭ҇то́съ бг҃ъ на́шъ, просвѣща́ѧй сꙋ́щыя во тьмѣ̀: весели́ся и҆ ты̀, ста́рче пра́ведный, прїе́мый во ѡ҆б̾ѧ̑тїѧ свободи́телѧ дꙋ́шъ на́шихъ, да́рꙋющаго на́мъ воскресе́нїе.

Конда́къ, гла́съ а҃:

У҆тро́бꙋ дв҃и́чꙋ ѡ҆свѧти́вый ржⷭ҇твомъ твои́мъ, и҆ рꙋ́це сѷмеѡ́не бл҃гослови́вый, ꙗ҆́коже подоба́ше, предвари́въ, и҆ ны́нѣ сп҃слъ є҆́сѝ на́съ хрⷭ҇тѐ бж҃е: но ᲂу҆мирѝ во бране́хъ жи́тельство, и҆ ᲂу҆крѣпѝ і҆мпера́тора, є҆го́же возлюби́лъ є҆сѝ, є҆ди́не чл҃овѣколю́бче[32].

%d такие блоггеры, как: