Православный крест

Собор
святых
семидесяти апостолов

image.png

Кроме двенадцати Апостолов, Господь Иисус Христос избрал еще семьдесят других. Святый евангелист Лука об этом говорит так: по сих яви Господь и инех седмьдесят и посла их по двема пред лицем Своим[1]. Двенадцать находились при Нем, как свидетели его жизни, а семьдесят подготовляли людей к принятию Христа Спасителя, проповедуя раньше в тех городах, какие намеревался посетить Христос Господь. Впоследствии многие из учеников Господних и, конечно, в том числе многие из семидесяти отпали от Христа и перестали служить ему. «Мнози от ученик Его идоша вспять, — пишет святый Евангелист Иоанн, — и ктому не хождаху с Ним. Рече же Иисус обеманадесяте: еда и вы хощете ити?»[2] Когда же наступили дни страданий Христовых, число учеников Христа умалилось еще более, и едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него. По воскресении Христовом, лик святых двенадцати Апостолов был восполнен Матфием, лик же семидесяти наполнился не сразу, а мало-помалу — из числа тех, кто был обращаем ко Христу двенадцатью Апостолами и проповедью святого Апостола Павла, свыше призванного в тот же первенствующий лик и ставшего, вместе с Петром, первоверховным в том лике.

На основании Божественного Писания, предания святых Отцов, древних историков и достоверных церковных повествователей можно представить лик святых семидесяти апостолов в следующем виде.

Первым из семидесяти апостолов был святый Иаков, брат Господень, о котором упоминает святый Апостол Павел в Послании к Галатам, говоря: взыдох во Иерусалим соглядати Петра: иного же от Апостол не видех, токмо Иакова, брата Господня[3]. Он был поставлен первым епископом Иерусалимским, по свидетельству предания, избранный к этому и посвященный Самим Христом во время Его земной жизни. Проповедуя Христа в Иерусалиме, апостол Иаков был сброшен иудеями с крыши храма на землю, потом был побит камнями и скончался от удара палицею по голове[4].

Святый Евангелист Марк, написавший Святое Евангелие под руководством святого Апостола Петра, который упоминает о нем в первом своем соборном Послании в таких словах: целует вы яже в Вавилоне соизбранная, и Марко сын мой[5]. Тот же святый Апостол Петр поставил Марка епископом в город Александрию[6], где за проповедь о Христе, идолопоклонники, связавши его, влачили по камням и били. В это время ему явился Господь Иисус Христос, призывая его к небесной славе, и апостол предал ему свой дух[7].

Святый Евангелист Лука, написавший Святое Евангелие под руководством святого Апостола Павла, который и упоминает о нем в Послании к Колоссянам: целует вы Лука врач возлюбленный[8]. Он же написал и книгу Деяний Апостольских и много проповедывал о Христе[9], преимущественно в Беотии[10]. Скончался мученически в Ахаии[11].

Святый Клеопа, младший брат святого Иосифа Обрученника. Он на дороге в Еммаус вместе со святым Лукою видел Господа по воскресении Его, потом узнал воскресшего Христа, когда Он явился собравшимся ученикам в одном доме, где совершил преломление хлеба[12]. За проповедь о Христе святый Клеопа был умерщвлен иудеями[13].

Святый Симеон, сродник Господень по плоти, был вторым епископом после апостола Иакова в Иерусалиме, где и окончил свою жизнь, будучи распят за распятого Христа.[14]

Святый Варнава, названный так Апостолами, а прежде называвшийся Иосия[15]. О нем упоминается в книге деяний Апостольских[16] и в Послании святого Апостола Павла к Галатам: взыдох, — говорит Апостол Павел, — во Иерусалим с Варнавою[17]. Сей апостол Варнава вместе со святым Апостолом Павлом послужил благовестию и сначала проповедывал о Христе в Риме, а потом был поставлен епископом в Медиолане[18]. Скончался он на своей родине, на острове Кипре, где был побит камнями гонителями веры Христовой. Христиане с честию погребли его и положили с ним в гроб, согласно его завещанию, Святое Евангелие от Матфея, которое Варнава некогда сам переписал и с которым никогда не разлучался[19].

Святый Иосия, или Иосиф, называвшийся также Варсава и Иуст. О нем упоминается в Деяниях Апостольских, где повествуется, что он был вместе с Матфием избран на место отпавшего апостола Иуды Искариотского[20], и в Послании святого Апостола Павла к Колоссянам, в котором Апостол, перечисляя приветствия верных Колосской церкви, говорит: и Иисус, нареченный Иуст[21]. Учители Церкви говорят, что сей Иосия был сын Иосифа Обрученника, как и Иаков, и Симон, и Иуда не Искариот, и занимал епископскую кафедру в Елевферополе[22], где и скончался мученическою смертию[23].

Святый Фаддей был сначала учеником святого Иоанна Предтечи, а потом учеником Христовым. Его нужно отличать от святого апостола Иуды Фаддея, или Левия, одного из двенадцати. Он крестил Едесского князя Авгаря и исцелил его от проказы. После долговременных трудов в деле благовестия о Христе он почил о Господе[24] в Финикийском город Берите[25].

Святый Анания, крестивший Апостола Павла[26], был сначала епископом в городе Дамаске[27]. Окончил же свою жизнь святый Анания в Елевферополе, где был побит камнями по приказанию игемона Лукиана[28].

Святый первомученик Стефан архидиакон первый принял мученический венец за Христа, будучи побит камнями, почему и назван первомучеником[29]. Незадолго до смерти он удостоился видеть отверстые Небеса и Господа Иисуса, в образе Сына Человеческого, стоящего одесную Бога[30].

Святый Филипп, один из семи диаконов, крестивший Симона волхва в Самарии[31]и евнуха Кандакии царицы[32], был епископом в городе Траллии[33] и там, просветив многих Христовою верою, в глубокой старости отошел ко Господу.[34]

Святый Прохор, один из семи диаконов[35], спутник святого Апостола Иоанна Богослова и участник его трудов. Он был первым епископом в Вифинском городе Никомидии[36], а потом проповедывал о Христе в Антиохии[37], где и скончался мученически.

Святый Никанор, один из семи диаконов, был умерщвлен вместе с двумя тысячами уверовавших во Христа в тот же день, в который был побит камнями святый Стефан первомученик; случилось это, как написано в книге Деяний Апостольских, во время великого гонения, воздвигнутого на Церковь Иерусалимскую[38].

Святый Тимон, один из семи диаконов, был епископом города Бостры в Аравии[39]и, в то время, как проповедовал Имя Христово, много потерпел страданий от евреев и греков. Затем, будучи брошен в разжженную печь, он вышел оттуда невредимым и потом отошел ко Господу.

Святый Пармен, один из семи диаконов, совершая порученное ему Апостолами дело благовестия, умер мученически пред очами Апостолов[40].

Святый Тимофей, трудившийся в деле благовестия Христова вместе со святым Апостолом Павлом, который написал к нему два Послания, был епископом в Ефесе[41], где и скончался мученическою смертию[42].

Святый Тит также трудился вместе со святым Апостолом Павлом в деле благовестия. Святый Апостол Павел упоминает о нем в своих посланиях[43], а также написал и к нему Послание. Святый Тит был епископом Гортины, на острове Крите. Скончался в глубокой старости в мире.[44]

Святый Филимон, к которому святый апостол Павел написал особое послание, был епископом в Газе[45]. Скончался мученически в царствование Нерона.[46]

Святый Онисим, о котором пишет святый Апостол Павел в своем Послании к Филимону[47], проповедывал христианство в Испании, Греции и Малой Азии. Скончался мученически вскоре после кончины святого Игнатия Богоносца, будучи побит камнями в Риме[48].

Святый Епафрас, о котором также святый Апостол Павел упоминает в том же Послании к Филимону, говоря: целует тя Епафрас спленник мой о Христе Иисусе[49], был епископом города Колосс и церквей Лаодикии и Иераполя[50]. Вместе со святым Апостолом Павлом он содержался в узах в Риме, откуда Павел писал Колоссянам: целует вы Епафрас, иже от вас, раб Иисуса Христа, всегда подвизаяйся о вас в молитвах, да будете совершени и исполнени во всякой воли Божией: свидетельствую бо о нем, яко имать ревность многу, и болезнь о вас, и о сущих в Лаодикии и во Иераполи[51].

Святый Архипп, упоминаемый в том же послании к Филимону, был после святого Епафраса (заключенного в узы в Риме), епископом в городе Колоссах[52], о чем святый Апостол Павел пишет Колоссянам: и рцыте Архиппу: блюди служение, еже приял еси о Господе, да совершиши е[53]. Там святый Архипп и скончался мученическою смертию[54].

Святый Сила был учеником и ближайшим сотрудником святого Апостола Павла, вместе с которым проповедовал слово Божие и претерпел многие страдания, раны и тюремное заключение[55]. О нем упоминается в Деяниях Апостольских: Павел же избрав Силу, изыде утверждая церкви[56]. Впоследствии он был епископом в Коринфе[57]и, немало потрудившись в деле проповедания Слова Божия и сотворивши знамения и чудеса, отошел ко Господу[58].

Святый Силуан проповедывал слово Божие вместе со святыми Апостолами Петром и Павлом. О нем упоминает святый Апостол Петр в своем соборном Послании в таких словах: Силуаном вам верным братом, яко непщую, вмале написах[59]. Также и святый Апостол Павел во втором Послании к Коринфянам: Божий Сын Иисус Христос, иже у вас нами проповеданный, мною и Силуаном[60]. Апостол Силуан был епископом в Солуни[61], где, претерпев немало бедствий во время своих подвигов для утверждения святой веры Христовой, отошел к Подвигоположнику Христу[62].

Святый Крискент[63], о котором святый Апостол Павел упоминает в своем втором Послании к Тимофею[64], был епископом в Галатии[65], а потом проповедывал Христа в Галлии. Там, в городе Вьенне[66], Крискент поставил епископом ученика своего, Захарию, и снова возвратился в Галатию, где и скончался мученически в царствование Траяна[67].

Святый Крисп, о котором упоминают Деяния Апостольские в следующих словах: Крисп же начальник собора верова Господеви со всем домом своим[68], и о котором святый Апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что он крестил Криспа[69], был епископом на острове Эгине, близ Пелопоннеса[70], между Эгейским и Ионическим морями. Скончался в мире.

Святый Епенет[71], о котором упоминает святый Апостол Павел в Послании к Римлянам, говоря: целуйте Епенета возлюбленнаго ми, иже есть начаток Ахаии во Христа[72], был епископом в Карфагене[73].

Святый Андроник, о котором святый Апостол Павел упоминает в том же Послании к Римлянам, говоря: «целуйте Андроника», и называет его своим сродником и сопленником, одним из важнейших апостолов, ранее его уверовавших во Христа[74], был епископом в Паннонии[75]. Скончался в мире[76].

Святый Стахий[77], о котором упоминает святый Апостол Павел в том же Послании, говоря: целуйте и Стахиа возлюбленнаго ми[78], был святым Апостолом Андреем Первозванным поставлен первым епископом Византийским. Вместе с ним святый Стахий воздвиг в Аргирополе[79]церковь, куда собиралось много верующих, и он поучал их заповедям Христовым.

Святый Амплий, о котором святый Апостол Павел упоминает в том же Послании, говоря: целуйте Амплиа возлюбленнаго ми о Господе[80], был епископом в городе Диосполе[81], где проповедывал Христа. Скончался в городе Одиссе[82], будучи умерщвлен еллинами за свою проповедь о Христе[83].

Святый Урван, о котором святый Апостол Павел вспоминает в том же Послании, говоря: целуйте Урвана споспешника нашего о Христе[84], был епископом в Македонии[85]и скончался мученически[86].

Святый Наркисс[87], о котором святый Апостол Павел упоминает в том же Послании, говоря: целуйте иже от Наркисса сущыя о Господе[88], был епископом в Афинах[89].

Святый Апеллий[90], о котором упоминает в том же Послании святый Апостол Павел, говоря: целуйте Апеллиа искусна о Христе[91], был епископом города Смирны[92].

Святый Аристовул, о котором упоминает святый Апостол Павел в том же Послании, говоря: целуйте сущыя от Аристовула[93], был епископом в Британии[94]и там после долгих трудов и страданий скончался[95].

Святый Иродион, или Родион, о котором упоминает святый Апостол Павел в том же Послании, говоря: целуйте Иродиона сродника моего[96], был епископом в Патрах[97]. Скончался мученически в Риме[98].

Святый Агав имел дар пророчества. О нем упоминается в Деяниях Апостольских в таких словах: сниде некто от Иудеи пророк именем Агав, и взем пояс Павлов, связав же свои руце и нозе, рече: тако глаголет Дух Святый: мужа, егоже есть пояс сей, тако свяжут его во Иерусалиме Иудеи, и предадят в руце языков[99]. Апостол Агав проповедывал во многих странах и многих обратил к Христу[100].

Святый Руф[101], о котором упоминает святый Апостол Павел в Послании к Римлянам, говоря: целуйте Руфа избраннаго о Господе[102], был епископом в Фивах, городе Греции[103].

Святый Асинкрит, который упоминается в том же Послании[104], был епископом в Гиркании, малоазийской области, где много пострадал за Имя Христово[105].

Святый Флегонт[106], упоминаемый в том же Послании[107], был епископом в Марафоне, городе Фракии[108].

Святый Ерм, который упоминается в том же Послании[109], был епископом в Филиппополе[110], где и скончался мученически[111].

Святый Патров, упоминаемый в том же Послании[112], был епископом в Неаполе[113]и Путеолах[114], где многих обратил к Христу[115].

Святый Ермий[116], о котором упоминается в том же Послании, был епископом в Далмации[117].

О сих пяти апостолах упоминает святый Апостол Павел в Послании к Римлянам в таких словах: целуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермиа[118].

Святый Лин, о котором упоминает святый Апостол Павел во втором Послании к Тимофею[119], был епископом в Риме, после святого Апостола Петра[120].

Святый Гаий[121], о котором упоминает святый Апостол Павел в Послании к Римлянам, говоря: целует вы Гаие странноприимец мой, и церкве всея[122], был епископом в Ефесе[123], после святого Тимофея.

Святый Филолог, о котором упоминает святый Апостол Павел в том же Послании, говоря: целуйте Филолога[124], святым Апостолом Андреем был поставлен в епископа в Синопе[125], где и скончался в мире.[126]

Святый Лукий, или Лука[127], о котором святый Апостол Павел упоминает в том же Послании[128], был епископом в Лаодикии Сирской[129].

Святый Иасон, который упоминается в том же Послании[130], был епископом в Тарсе[131], где много пострадал за Имя Христово. Скончался в глубокой старости в мире[132].

Святый Сосипатр, также упоминаемый в Послании к Римлянам[133], был епископом в Иконии[134]. Скончался Сосипатр в мире[135].

О последних трех апостолах святый Апостол Павел в послании к Римлянам пишет так: целует вас и Лукий и Иасон и Сосипатр сродницы мои[136].

Святый Олимпан, или Олимп, о котором упоминает святый Апостол Павел в том же Послании[137], присутствовал при страдальческой кончине святого Апостола Петра в Риме, и потом сам вместе со святым апостолом Иродионом был обезглавлен по повелению Нерона, как пишет Метафраст в сказании на день святых Апостолов Петра и Павла[138].

Святый Тертий писал Послание святого Апостола Павла к Римлянам, о чем он сам говорит в этом послании: целую вы и аз Тертий написавый послание сие о Господе[139]. Он был вторым епископом в Иконии, после святого Сосипатра, и там стяжал себе мученический венец[140].

Святый Ераст[141], о котором упоминает святый Апостол Павел в том же Послании[142], был диаконом и казнохранителем Иерусалимской Церкви, а потом епископом в Панеаде[143].

Святый Куарт или Кварт[144], о котором упоминается в том же Послании, был епископом в Берите[145].

Об этих двух апостолах святый Апостол Павел пишет так: целует вы Ераст строитель градский, и Куарт брат[146].

Святый Евод был епископом Антиохийским после святого Петра. О нем упоминает святый Игнатий Богоносец в своем послании к Антиохийцам, говоря: поминайте блаженнаго Евода отца вашего, иже первый вам от Апостол пастырь поставлен бысть. Скончался мученически[147].

Святый Онисифор, о котором упоминает святый Апостол Павел во втором Послании к Тимофею, говоря: да даст же милость Господь Онисифорову дому, яко многажды мя упокои, и вериг моих не постыдеся[148], был епископом в Колофоне[149]и Киринее[150]. Скончался мученически[151].

Святый Климент[152], о котором упоминает святый Апостол Павел в Послании к Филиппийцам, говоря: сподвизашася со мною, и с Климентом[153], был епископом в Сардике[154].

Святый Сосфен, который после святого Криспа был начальником иудейской синагоги в Коринфе, обращен был в христианство святым Апостолом Павлом. О нем в Деяниях Апостольских говорится: емше же вси Еллини Сосфена начальника собора, бияху пред судилищем[155]. Его имя упоминает и сам святый Апостол Павел наряду со своим в Послании к Коринфянам, которое начинается так: «Павел зван Апостол Иисус Христов, волею Божиею, и Сосфен брат[156]. Впоследствии святый апостол Сосфен был епископом в Колофоне[157].

Святый Аполлос упоминается в Деяниях Апостольских: Иудеанин же некто Аполлос именем, Александрянин родом, муж словесен, прииде во Ефес, силен сый в книгах. Сей бе оглашен пути Господню: и горя духом, глаголаше и учаше известно, яже о Господе[158]. Упоминает о нем и святый Апостол Павел в первом Послании к Коринфянам, говоря: аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти[159]. Впоследствии Аполлос был в Крите[160], и еще позднее был епископом Кесарии[161].

Святый Тихик упоминается в Деяниях Апостольских[162] и в Посланиях святого Апостола Павла к Колоссянам[163] и к Ефесянам, где говорится: яже о мне, что делаю, вся скажет вам Тихик возлюбленный брат и верен служитель о Господе: егоже послах к вам на сие истое, да увесте, яже о нас, и да утешит сердца ваша[164]. И снова, во втором Послании к Тимофею, Апостол Павел говорит: Тихика же послах во Ефес[165]. Тихик был епископом Колофонским после святого Сосфена[166].

Святый Епафродит[167]упоминается в Послании святого Апостола Павла к Филиппийцам: потребнее же, — говорит Апостол Павел — возмнех Епафродита брата и споспешника и своинника моего, вашего же посланника и служителя потребе моей, послати к вам[168]. Епафродит был епископом в Адриаке[169].

Святый Карп, о котором святый Апостол Павел упоминает во втором послании к Тимофею в таких словах: фелонь, егоже оставих в Троаде у Карпа, грядый принеси, и книги[170], был епископом в Берии Фракийской[171]. Окончил жизнь в мире[172].

Святый Кодрат был епископом в Афинах и Магнезии[173], где, проповедуя слово Господне, принял от руки афинян мученическую кончину[174]при царе Адриане[175].

Святый Марк, он же и Иоанн, о котором как спутнике Павла и Варнавы, много раз упоминают Деяния Апостольские, как например, в следующем месте: Варнава же и Савл возвратистася из Иерусалима во Антиохию, исполнивше службу, поемше с собою и Иоанна нарицаемаго Марка[176], был епископом в городе Библосе, в Финикии[177]. Святый Марк творил многие чудеса и имел такую благодатную силу, что от одной его тени исцелялись болящие[178].

Святый Зина, по прозваний Законник, т. е. учитель Закона Моисеева, о котором святый Апостол Павел упоминает в Послании к Титу, говоря: Зину законника скоро предпосли ко мне[179], был епископом в Диосполе[180].

Святый Аристарх, о котором упоминается в Деяниях Апостольских[181] и в Посланиях святого Апостола Павла к Колоссянам[182] и к Филимону[183], был епископом в городе Апамеи[184].

Святый Пуд, о котором упоминает святый Апостол Павел во втором Послании к Тимофею, говоря: целует тя и Пуд[185], был членом римского Сената. Он был человек благочестивый, принимал в своем доме святых Апостолов Петра и Павла и многих верующих. Впоследствии дом его был обращен в церковь, которая называлась Пастырскою и в которой, по преданию, священнодействовал святый Апостол Петр.

Святый Трофим, о котором дважды упоминают Деяния Апостольские[186] и святый Апостол Павел в том же Послании к Тимофею, говоря: Трофима же оставих в Милите боляща[187], вместе с апостолами Пудом и Аристархом сопутствовал во всех гонениях Апостолу Павлу и, наконец, когда святый Апостол Павел в Риме при Нероне был усечен мечом, вместе с своими двумя сотоварищами также был обезглавлен[188].

Святый Марк[189], племянник апостола Варнавы, был епископом в Аполлониаде Вифинской[190]. О нем упоминает святый Апостол Павел в Послании к Колоссянам вместе с вышеупомянутым апостолом Аристархом: целует вы Аристарх спленник мой, и Марко анепсий (племянник) Варнавин[191].

Святый Артема[192], о котором говорит святый Апостол Павел в Послании к Титу: егда послю Артему к тебе[193], был епископом в Листрах[194].

Святый Акила, о котором упоминается в Деяниях Апостольских[195] и в Посланиях Апостола Павла[196], был епископом в Гераклее, Слово же Божие проповедывал в Азии и Ахаии и за проповедь свою приял мученический венец[197].

Святый Фортунат, о котором упоминает святый Апостол Павел в первом Послании к Коринфянам[198], неустанно трудился, проповедуя Имя Христово, и после многих трудов воспринял блаженную кончину.

Святый Ахаик, о котором вместе с Фортунатом упоминает в том же Послании к Коринфянам святый Апостол Павел, говоря: возрадовахся же о пришествии Фортунатове и Ахаикове, яко ваше лишение сии исполниша: упокоиша бо мой дух и ваш[199].

Святый Дионисий Ареопагит, о котором упоминают Деяния Апостольские[200], сначала был епископом в Афинах, а потом проповедовал Христа в Галлии[201]и здесь был обезглавлен. О том, что и он принадлежал к апостольскому лику, свидетельствует Евсевий, епископ Кесарии Палестинской[202], который, перечисляя 70 апостолов, говорит: «Прибавь к ним того Ареопагита, по имени Дионисия, о котором Лука в Деяниях Апостольских пишет, что он был обращен к вере проповедию Павла в Афинах».

Святый Симеон по прозванию Нигер; о нем упоминает в Деяниях святый Апостол Лука, говоря: бяху же нецыи в церкви сущей во Антиохии пророцы и учителие, Варнава же и Симеон нарицаемый Нигер[203]. О том же, что и он принадлежал к лику апостольскому, свидетельствует святый Епифаний, поставляя его между апостолами, ибо он так перечисляет их имена: «Марка, Луку, Иуста, Варнаву, Апеллия, Руфа, Нигра (т. е. Симеона Нигра) и прочих семьдесят два»[204]. Таким образом, святый Епифаний удостоверяет нас, что лик сих меньших апостолов состоит из семидесяти двух лиц и что святый Симеон Нигер — был один из этого числа апостолов. Кроме того, святый Иоанн Дамаскин[205], в Октоихе пятого гласа в среду на Вечерне после двенадцати апостолов упоминает и собор семидесяти двух апостолов, говоря: всехвальная десятица со двоицею показася совершенне, видяща единоревнительный собор, седмидесяти и дву.

Благодатными молитвами всех сих апостолов да сподобимся и мы быть причастниками небесного блаженства и лицезреть Высшего Апостола и Архиерея исповедания нашего Иисуса Христа, восхваляя его с Богом Отцом и Святым Духом, во веки веков, аминь.

Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, в первой книге своей истории, в двенадцатой главе пишет следующее: «Имя каждого (из двенадцати) апостола Христова довольно известно всякому из свидетельства евангельских, а перечня семидесяти апостолов, вполне точного, нет нигде. Если же внимательнее всмотреться в дело, то можно найти их более семидесяти, придерживаясь только одного свидетельства святого Апостола Павла, который в первом Послании к Коринфянам говорит: «явися (Христос по воскресении Своем) Кифе, таже единонадесятим. Потом же явися боле пяти сот братиям единою, от нихже множайшии пребывают доселе, нецыи же и почиша[206]. Из таковых многих, трудившихся в деле благовествования о Христе в первенствующей Церкви, просветивших верою разные страны подобно святым апостолам и достойных поэтому имени апостольского, о некоторых упомянем здесь особливо.

Святый Лазарь, бывший мертвым в течение четырех дней и воскрешенный Господом. Во время гонения на Церковь Иерусалимскую, после убиения святого первомученика Стефана, он был изгнан из пределов Иудеи[207] и пущен в море на лодке, без весел, вместе со святым учеником Господним Максимином и со святым Келидонием, который родился слепым, но был исцелен Господом. По Божественному произволению, лодка приплыла к острову Кипру, и святый Лазарь начал проповедывать в городе Кидонии о Христе. Впоследствии он был в этом городе рукоположен апостолом Варнавой в сан епископа, и там же на острове Кипре он почил в мире. Святое тело его спустя много лет было обретено на том острове в мраморном ковчеге, на котором была надпись: «Четверодневный Лазарь, друг Христов»[208].

Святый Иосиф, происходивший из Аримафеи[209]и бывший тайным учеником Иисуса Христа, а потом испросивший пречистое Его тело у Пилата[210], — также был изгнан завистливыми иудеями из пределов иудейских и проповедовал Христа в Англии, где и преставился. Жителями Англии он почитается как апостол их страны[211].

Святый Никодим, приходивший к Иисусу ночью послушать Его учения[212] и давший благой совет иудеям не осуждать Его прежде, чем услышат Его Самого и рассмотрят Его дело[213], а потом предавший вместе с Иосифом тело Иисусово погребению и намастивший его ароматами[214], — также пострадал от иудеев за веру во Христа и Апостольскую проповедь, и был изгнан из Иудеи[215].

Святый Гамалиил был учителем святого Апостола Павла. Он подал благоразумный совет синедриону относительно проповеди святых Апостолов, сказав: «Если это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками»[216]. После мученической кончины архидиакона Стефана он взял его тело и похоронил у себя в селе недалеко от Иерусалима. Также он скрывал изгнанного за проповедь Христову святого Никодима, которого и похоронил, после кончины его, близ гроба святого первомученика Стефана, где потом был погребен и сам[217].

Евнух царицы Ефиопии Кандакии, крещенный святым апостолом Филиппом на дороге[218] и обративший эту царицу ко Христу, был первым проповедником о Христе в Ефиопии[219], где и скончался мученическою смертию.

Святый Закхей, который принял с радостью в доме своем Господа и услышал от Него: днесь спасение дому сему бысть[220]. По вознесении Господнем Закхей последовал за святым Апостолом Петром, им был поставлен епископом Кесарии Палестинской[221], где и проповедовал о Христе[222].

Святый Корнилий сотник, крещенный святым Апостолом Петром[223], которым был потом поставлен епископом, проповедывал Христа в городе Скепсии[224], где и скончался с миром[225].

Святый Логгин Сотник, который стоял на страже при кресте Господнем и исповедал, что Иисус есть воистину Божий Сын[226]. После погребения Господа Логгин опять стоял на страже у Гроба Господня и был очевидцем Воскресения Христова, о чем и свидетельствовал пред всеми. Впоследствии он проповедовал о Христе в Каппадокии, где и пострадал мученически[227].

Святый Игнатий Богоносец, по преданию, то самое дитя, которое Господь взял на руки к Себе, и на которое указал Апостолам, сказав: «Если не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное»[228]. Святым апостолом Петром он был рукоположен в епископа Антиохийского, где проповедывал о Христе. Окончил жизнь мученическою смертию в Риме, будучи отдан на растерзание львам[229].

Святый Поликарп был епископом города Смирны[230]. Он, подобно Апостолам, неустанно проповедовал слово Божие, писал послания ко вновь обращенным христианам и неусыпно заботился о благе и душевной пользе своей паствы. Блаженный Симеон Метафраст[231] в житии святого Игнатия Богоносца прямо называет Поликарпа божественным апостолом, говоря: «Прибыли они в Смирну, и там святый Игнатий целовал святого Поликарпа, божественного апостола, своего соученика». Скончался мученическою смертию в Риме[232].

Святый Иерофей, один из членов Афинского ареопага[233]; святой вере христианской был научен святым Апостолом Павлом, которым и был поставлен епископом в Афинах. Вместе с другими святыми Апостолами и святый Иерофей был перенесен по воздуху ко гробу Богородицы по Успении Пречистой Богоматери в Иерусалиме. Скончался мученически[234].

Святый Антипа, епископ Пергамский[235], также пострадал за апостольскую проповедь о Христе[236]. О нем Сам Господь Иисус Христос в Откровении святого Иоанна Богослова, сказал так: «Антипас свидетель мой верный, убиен бысть[237].

Святый Димитрий, о котором упоминает святый Апостол Иоанн Богослов в своем третьем послании: Димитриеви свидетельствовася от всех, и от самыя истины: и мы же свидетельствуем, и весте, яко свидетельство наше истинно есть[238]. Святый Димитрий был епископом в Асийском городе Филадельфии[239].

Кондак апостолов, глас 2:
Христовых учеников лик седмьдесят, божественно вернии, в песнех восхвалим: теми бо вси навыкохом Троицу почитати нераздельную, и пребывают светильницы божественныя веры.

%d такие блоггеры, как: