Православный крест

ЖИТИЕ
СВЯТАГО АПОСТОЛА
ТИМОФЕЯ
image.png
‎Cвятый апостол Тимофей происходил из Ликаонской области[1], а воспитание и образование получил в знаменитом городе Листры[2], который не столько прославился изобилием плодов земных, сколько этою богонасажденною плодоносною ветвию. Этот молодой побег произрос, однако, от не совсем здравого корня: ибо как благоухающая роза вырастает из терния, так и святый Тимофей произошел от неверующего еллина, который был известен своим языческим нечестием и настолько погряз в пороках, насколько впоследствии сын его превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью. Матерь же и бабка святаго Тимофея были родом евреянки, обе святые и праведные, украшенные добрыми делами, как об этом свидетельствует святый Апостол Павел в словах: «Желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе»[3].

[739]Святый апостол ТимофейЕще будучи отроком, блаженный Тимофей, питаемый своею матерью не столько телесною пищею, сколько словом Господним, всячески уклонялся от языческого и иудейского заблуждения и затем обратился к святому Апостолу Павлу, сей богогласной церковной трубе. Это произошло таким образом. Святый Апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою[4] пришел в Листры, как об этом повествует Божественный Лука в Деяниях Апостольских: «Они удалились, — говорит он, — в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их»[5]. По прибытии своем туда святый Апостол Павел совершил великое чудо: хромого от чрева матери исцелил единым словом. Видя это, жители города сильно удивились, говоря: «Боги в образе человеческом сошли к нам». Когда же они узнали, что это не боги, а люди, и называются апостолами и проповедниками Живого Бога, притом суть противники ложных богов, и для того именно и посланы, чтобы обращать людей от бесовского заблуждения к Истинному Богу, могущему не только хромых исцелять, но и мертвых воскрешать, тогда многие от заблуждения своего обратились к благочестию[6]. В числе таких была и матерь сего блаженного Апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа. Она с радостию приняла святаго Апостола Павла в дом свой, заботилась о его содержании и удобствах жизни и, наконец, отдала ему в обучение сына своего, святаго Тимофея, как дар за совершенное в их городе чудо и за [740]воспринятый от него свет истинной веры. Святый Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию семени Слова Божия. Святый Павел, приняв юношу, не только нашел в нем кротость и расположение к добру, но и прозрел в нем благодать Божию, вследствие чего возлюбил его даже более, чем его родители по плоти[7]. Но так как святый Тимофей был еще очень юн и не мог переносить тягостей путешествия, то святый Апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию, как об этом он сам вспоминает в послании к Тимофею: «Ты издетства знаешь Священные Писания»[8]. Сам же Апостол Павел, по наущению Иудеев побитый народом камнями, был вытащен за город, после чего пошел в другие города.

Спустя несколько лет, когда святый Апостол Павел, вышедши из Антиохии, захотел посетить братию во всех городах, в которых раньше проповедывал слово Божие, то, взяв с собою Силу[9], пришел в Листры[10], где жил святый Тимофей. Видя, что он достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, притом пользуется высоким уважением у всех тамошних христиан, Апостол Павел принял его к себе на апостольское служение и сделал его своим постоянным спутником во всех трудах и сослужителем о Господе. Когда же он хотел выйти из города, то ради некоторых Иудеев, во множестве проживавших там и в окрестных местах, обрезал Тимофея по закону Моисееву[11], — не потому, чтобы это было необходимо для спасения, ибо новая благодать подается, вместо обрезания, во Святом Крещении, но для того, чтобы не соблазнялись о нем Иудеи, так как все они знали о его происхождении от язычника. Вышедши из Листр, святый Апостол Павел проходил города и селения, уча и благовествуя Царствие Божие и всех просвещая светом благочестия. За ним, как звезда за [741]Солнцем, воссиявшим от третьего неба, следовал Божественный Тимофей[12], воспринимая немерцающий свет благочестия — учение благовествования Христова и научаясь высоким подвигам и добродетельной жизни, как об этом и сам святый Апостол Павел свидетельствует: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях»[13].

Так святый Тимофей почерпнул все добродетели от сосуда избранного — Апостола Павла и воспринял от него, ради Христа, апостольскую нищету. Не приобретая себе никаких богатств, ни золота, ни серебра, ни каких-либо других вещественных благ, он переходил с места на место, возвещая Евангелие Царствия Божия. Он усвоил обычай воздавать добром за зло; укоряемый — он благословлял, гонимый — терпел, поносимый — радовался духом, и во всем являл себя Божиим слугою, будучи истинным подражателем своему учителю. Святый Апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером и наконец — епископом[14], хотя он был и молод годами. Сделавшись чрез возложение рук апостольских служителем Христовых Таин, святый Тимофей сделался усерднейшим подражателем тягостей и трудов апостольских, не уступая другим апостолам в страданиях и трудах во время благовествования учения Христова. [742]Ни юность, ни слабость тела не могли когда-либо воспрепятствовать ему в исполнении принятого им на себя подвига. Во всей своей деятельности он обнаруживал величие духа, как об этом свидетельствует учитель его — святый Апостол Павел, в первом своем послании к Коринфянам: «Если придет к вам Тимофей, смотрите, чтоб он был у вас безопасен, ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его»[15]. Несколько выше, похваляя его, святый Апостол Павел писал: «Я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе»[16]. Подобным образом и в других своих посланиях он называет святаго Тимофея своим братом, говоря: «Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат»[17], «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат»[18], «Павел, волею Божиею посланник Иисуса Христа, и Тимофей брат»[19]. И еще он пишет: «Мы послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия, и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей»[20]. Эти и многие другие свидетельства в похвалу святому Тимофею находятся в посланиях Апостола Павла. Однако, св. Тимофей не превозносился этим, но, живя в смиренномудрии и строгом соблюдении себя от греха, постоянными трудами и постом так изнурял себя, что и сам учитель его, взирая на его подвиги и посты, сильно жалел его. Он убеждал святаго Тимофея — не пить одной воды, но употреблять и немного вина ради его желудка и частых недугов[21], которыми, хотя и постоянно тело его было обременено, но зато душевная чистота оставалась нетронутою и свободною от всякого повреждения. Святый Тимофей с учителем своим проходил все концы мира: то в Ефесе, то в Коринфе, то в Македонии, то в Италии, то в Испании, они возвещали слово Божие, так что с полным правом можно было сказать о них: во всю́ зе́млю изы́де веща́ние и́х, и в концы́ вселе́нныя глаго́лы и́х[22]. При этом святый Тимофей был [743]проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, в проповеди Слова Божия — искусный оратор, в изложении Божественных писаний — увлекательный истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры — достойнейший пастырь. В особенности же достойно внимания то, что он получил изобильную благодать, так как учение свое он почерпнул из двоякого источника: он не только имел своим учителем святаго Павла, но поучался и у святаго Иоанна, возлюбленного ученика Христова[23]. Когда же святый Иоанн был сослан императором римским Домицианом[24] в изгнание на остров Патмос[25], то Тимофей был вместо него епископом города Ефеса, где, спустя немного времени, и пострадал за свое свидетельство об Иисусе Христе следующим образом.

Однажды в Ефесе совершался особенно торжественный праздник, называемый «катагогиум», в который идолопоклонники, мужчины и женщины, надев на себя изображения различных странных существ, брали в руки идолов и дреколия и с бесстыдными плясками обходили улицы города. При этом они пели нестройными голосами песни и бросались на встречных, как разбойники, и даже многих убивали. Совершали они и много других скверных беззаконий, которыми думали выразить почитание своих мерзких богов. Видя это, блаженный Тимофей воспламенился огнем Божественной ревности и, явившись на это богопротивное зрелище, открыто и смело проповедывал Единого Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, — ясно показал заблуждения и самообольщения их относительно своих богов и свободно высказал многое, что было полезно для убеждения их. Они же, блуждая во тьме языческих заблуждений, не поняли и не уразумели речей апостола, но, единодушно устремившись против него, жестоко били его имевшимися в руках их дреколиями, немилосердно и бесчеловечно влачили его по земле, по[744]пирая ногами, и, наконец, замучили его до смерти[26]. Пришедшие затем христиане нашли его едва дышавшим. Они вынесли его за город и, когда он преставился, погребли его на месте, называемом по-гречески Пион, т. е. тучное. Спустя много времени честны́е мощи святаго апостола Тимофея, по повелению царя Констанция, сына Константина Великого, были перенесены святым мучеником Артемием[27] из Ефеса в Константинополь и положены в церкви Святых Апостолов вместе с мощами святаго Апостола Луки и Андрея Первозванного. Так было благоугодно Богу, ибо в житии их все было общее: характер, учение и проповедь Евангелия. Поэтому и общий гроб приличествовал им по смерти, тем более, что и упокоение их на небесах общее — в Царстве Господа нашего Иисуса Христа, со Отцем и Святым Духом царствующего во веки. Аминь.


Тропарь апостола, глас 4:

Бла́гости научи́вся, и трезвя́ся во все́х благо́ю со́вестию, священноле́пно обо́лкся, поче́рпл еси́ от сосу́да избра́ннаго неизрече́нная, и ве́ру соблю́д ра́вное тече́ние соверши́л еси́, апо́столе Тимофе́е, моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шым.

Кондак, глас 1:

Боже́ственнаго ученика́, и спутеше́ственника Па́влова Тимофе́а ве́рнии воспои́м вси́, с си́м почита́юще му́драго Анаста́сиа[28], возсия́вшаго от Перси́ды я́ко звезду́, и отгоня́щаго душе́вныя на́ша стра́сти, и неду́ги теле́сныя.