ЖИТИЕ, ПОДВИГИ и СТРАДАНИЕ
СВЯТАГО СЛАВНОГО и ВСЕХВАЛЬНОГО ВЕРХОВНОГО АПОСТОЛА
ПЕТРА
Брат первозванного Апостола Андрея, святый Апостол Петр, носивший до призвания Господом Иисусом Христом имя Симона, сын Иудея Ионы из колена Симеонова, происходил из Вифсаиды, незначительного и малоизвестного галилейского городка в Палестине. Он взял себе в супружество дочь Аристовула, брата святаго Апостола Варнавы, и имел от нее детей: одного сына и одну дочь. Симон был человек бесхитростный и некнижный; проникнутый страхом Божиим, он соблюдал все заповеди Господа, ходѧ̀ пред̾ ни́мъ без̾ поро́ка во всѣ́хъ дѣ́лѣхъ свои́хъ. Занятием Симона было рыболовство; этим трудом рук своих он, как человек бедный, снискивал пропитание для своего семейства, кормя жену, детей, тещу и престарелого отца своего Иону.

Брат же Симона Андрей, пренебрегая суетою мятежного мира, вступил на путь безбрачной жизни: он пошел на Иордан к святому Иоанну Крестителю, проповедовавшему о покаянии[1], и сделался его учеником. Слыша свидетельства учителя своего о Христе — Мессии и — особенно слова его с указанием перстом [634]на Господа: сѐ а҆́гнецъ бж҃їй[2], Андрей оставил Иоанна и вместе с другим Крестителевым учеником пошел вослед Господа, вопрошая Его:

— Равви, где живешь?

— Пойдите и увидите, — отвечал им Спаситель.

Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот[3].

На следующее утро Андрей пришел к брату своему Симону и сказал ему:

— Мы нашли Мессию, Христа.

И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал:

— Ты Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа, что значит камень (Петр)[4].

И тотчас святый Петр возгорелся любовью к Господу, уверовав в Него как истинного Христа, посланного Богом на спасение мира. Но он всё еще не покидал своего дома и не оставлял своего занятия, доставляя своим домашним необходимое для прожития; в этом ради престарелого отца помогал иногда Симону и брат его Андрей; так жили они до времени призвания Господом на апостольское служение.

Однажды, после заключения Иоанна Крестителя в темницу, Господь Иисус Христос проходил близ моря Галилейского (оно известно еще под именем моря Тивериадского или озера Геннисаретского) и, увидев Петра и Андрея, закидывающих сети в море, сказал им:

— Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков[5].

Какими же именно ловцами Господь хотел сделать их — на это Он предуказал чудесною ловитвою рыбы. Войдя в лодку Симона — Петра, Христос повелел ему закинуть сети, на что Петр отвечал:

— Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть.

Сделавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась, что было прообразом духовной апо[635]стольской Святый Апостол Петрловитвы — Апостолам предстояло уловить мрежею Слова Божия многие народы на спасение. Увидев такое чудо, Симон Петр припал к коленам Иисуса и сказал:

— Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный.

Ужас объял его и всех бывших с ним от этого лова рыб, ими пойманных. В ответ Петру, призывавшему Господа удалиться от него, Спаситель, наоборот, призывает его следовать за Собою:

— Гряди за Мною — отныне будешь уловлять людей для жизни подобно тому, как ранее ловил рыб для смерти[6].

С этого времени святый Апостол Петр следует за Христом, как и брат его Андрей и прочие только что призванные ученики. Господь любил Апостола Петра за его простосердечие: он посетил бедный дом Симона, где исцелил прикосновением руки его тещу, лежавшую в горячке. А когда утром Господь, восстав, удалился на молитву в пустынное место, то Петр и бывшие с ним, не терпя и одного часа быть без Господа, пошли за Ним, старательно отыскивая любимого Учителя; и, нашедши Его, сказали Ему:

— Все Тебя ищут, Господи[7].

И не отлучался святый Апостол Петр от Господа, но неотступно находился при Нем, наслаждаясь Его лицезрением и Его словами — «сладчайшими паче меда». Он был очевидцем многих и великих чудес Господа, ясно указывавших на Христа как Сына Божия, в Которого и веровал без всякого сомнения. А как веровал сердцем «в правду», так и устами исповедал [636]«во спасение». Когда Господь пришел в страны Кесарии Филипповой[8], то спрашивал учеников Своих:

— За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

Они сказали:

— Одни — за Иоанна Крестителя, другие — за Илию, а иные — за Иеремию или за одного из пророков.

Он говорит им:

— А вы за кого почитаете Меня?

Симон Петр ответил:

— Ты — Христос, Сын Бога Живаго.

Это истинное исповедание Апостола Господь удостоил ублажения и обетования; Он сказал святому Петру:

— Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на Небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на Небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на Небесах[9].

Горевший теплою любовью к Господу, святый Апостол Петр желал, чтобы никакое зло не коснулось Его; поэтому, когда Господь предсказывал о Своих страданиях, он прекословил Ему, говоря по неведению:

— Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!

Хотя эти слова Апостола и не были угодны Господу Иисусу, Который на то и пришел, чтобы Своим страданием искупить от погибели человеческий род, но тем не менее они внушены были усердною любовию к Господу; в них обнаружилось, кроме того, и незлобие Апостола: услышав укоризненное слово Господа «отойди от Меня, сатана![10] Ты Мне соблазн», Апостол не почувствовал гневного раздражения и не удалился от Христа Спаси[637]теля, но, с любовию выслушав порицание, еще с большим усердием следовал за Господом[11]. Однажды многие из учеников, не могшие вместить слов Господних[12], говорили о них:

— Какие странные слова! Кто может это слушать?

И затем отошли от Спасителя и уже не ходили с Ним. Тогда Господь Иисус сказал двенадцати:

— Не хотите ли и вы отойти?

Симон Петр отвечал Ему:

— Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты — Христос, Сын Бога Живаго[13].

Имея такую веру и такое усердие к Господу, святый Апостол Петр дерзнул просить у Него дозволения придти к Нему по воде[14]. Господь не возбранил этого. Тогда святый Апостол Петр, выйдя из лодки, «пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу». Но не имея, до приятия Святаго Духа, совершенной твердости в вере, он, «видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал:

— Господи! Спаси меня».

Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему:

— Маловерный! Зачем ты усомнился?[15].

Господь, избавивший святаго Апостола от потопления, избавил его и от маловерия, когда сказал ему[16]:

— Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя[17].

Вместе с двумя другими учениками, Иаковом и Иоанном, святый Апостол Петр удостоился видеть на Фаворе открытую им славу Преображения Господня и своими ушами слышать глас Бога Отца, свыше пришедший к Господу Иисусу. Об этом святый Апостол так упоминает в своем Послании:

«Мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь [638]и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой Глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». И этот Глас, принесшийся с Небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе».[18]

Когда Господь приблизился к вольным страданиям Своим и крестной смерти, тогда святый Апостол Петр обнаружил свою ревность по Господе не только словом, сказав: «Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти»[19], — но и делом, извлекши меч и ударом его урезав ухо рабу архиерея Малху[20]. Хотя Бог по смотрению Своему и попустил Апостолу Петру впасть в троекратное отречение от Христа Спасителя, Господа нашего, но он восстал и исправился чрез истинное раскаяние, соединенное с горькими рыданиями[21]. Святый Петр, первый из всех Апостолов, сподобился увидеть воскресшего Господа Иисуса Христа, как говорит об этом святый Евангелист Лука: «Господь истинно воскрес и явился Симону»[22]; о том же пишет и святый Апостол Павел: Христос «воскрес в третий день по Писанию и явился Кифе, потом двенадцати»[23]. Узрев Господа, святый Петр исполнился невыразимой радости, прияв от Него и милостивое прощение своего греха. Троекратное отречение от Господа он окончательно изгладил троекратным исповеданием своей любви к Спасителю, отвечая ему на Его вопрос троекратный:

— Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?

— Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.

И Христос Спаситель восстановил Петра в апостольском достоинстве, соделав его пастырем словесных овец и вручив ему ключи Царства Небесного[24].

По вознесении Господа нашего Иисуса Христа святый Петр, как верховный среди Апостолов, явился первым учителем и проповедником Слова Божия, приобретя одним часом Церкви [639]Христовой до трех тысяч верующих душ[25]. При этом он обнаружил и великую чудодейственную силу. Входя со святым Иоанном в храм для молитвы, святый Петр увидел одного хромого от рождения человека, сидевшего при дверях храма, называемых Красными. Он, увидев Петра и Иоанна просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали:

— Взгляни на нас.

И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал:

— Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во Имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.

«И взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колена, и вскочив встал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога».

Чрез это чудо и проповедь святаго Апостола Петра уверовало во Христа около пяти тысяч человек[26]. Жителей Иерусалима Ананию и жену его Сапфиру святый Петр умертвил словом за святотатство и ложь Святому Духу[27]. В Лидде[28]расслабленного Енея, восемь лет лежавшего на одре, он исцелил, сказав ему:

— Еней! Исцеляет тебя Иисус Христос![29]

В Иоппии[30] он воскресил умершую девицу Тавифу[31]. И не только руки и слова его были чудодейственны, но даже и самая тень его подавала исцеления: «так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них»[32]. — А когда «царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви (в Иерусалиме), чтобы сделать им зло», и, убив мечом Иакова, брата Иоанна[33], схватил святаго Петра и посадил в темницу, сковав двумя цепями, то Ангел Господень ночью разре[640]шил его от оков и освободил от заключения[34]. — Верховный Апостол Петр первый открыл дверь веры язычникам, крестив в Кесарии[35] римского сотника Корнилия после видения ниспущенного с неба полотна, полного четвероногими и гадами, и — го́лоса, повелевающего Петру заколоть всё это и есть и не почитать нечистым того, что Бог очистил; видение это было знамением обращения ко Христу язычников[36]. — Святый Апостол Петр обличил Симона, волхва самаритянина, лицемерно принявшего Крещение и хотевшего за деньги купить дар Святаго Духа:

— Серебро твое, — сказал Апостол волхву, — да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги: нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право пред Богом; итак, покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть отпустится тебе помысл сердца твоего, ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды[37].

Здесь помянутые и другие деяния святаго Апостола Петра более подробно изложены во святом Евангелии и Книге Деяний святых Апостолов, которые постоянно читаются в храмах в слух верующих. Поэтому не было нужды в видах краткости слова из этих книг Священного Писания брать подробно всё, касающееся святаго Апостола Петра; книги эти хорошо должны быть известны православным христианам. О дальнейших же благовестнических подвигах и трудах святаго Апостола Петра, мало кому известных, святый Симеон Метафраст[38] говорит следующее.

Из Иерусалима[39] святый Петр пришел в Кесарию Стратонийскую[40], где поставил епископа из пресвитеров, следовавших [641]с ним; исцелив многих в Сидоне[41] и поставив здесь епископа, он прибыл в Верит[42], и тут также поставив епископа; затем он пришел в Вивлы, и отсюда в — Триполь Финикийский[43], где обитал у одного разумного мужа Марсона, которого и рукоположил во епископа верным этого города. Из Триполя он пришел в Орфосию; затем в Антраду, потом на остров Арадос, далее в Валанею, Пант и Лаодикию[44]; в последней он исцелил многих больных, изгнал от одержимых нечистых духов и собрал церковь верных, дав им епископа. Из Лаодикии святый Петр пришел в Антиохию, город Сирии[45], где скрывался Симон волхв от воинов, посланных Римским императором Клавдием[46], чтобы его взять; узнав о пришествии святаго Апостола Петра, Симон убежал в города Иудеи. В Антиохии святый Петр исцелил многих недужных и после проповеди о Едином Боге в Трех Лицах поставил епископов: Маркиана — для Сиракуз в Сицилии[47] и Панкратия — для Тавромении[48]. Из Антиохии святый Петр пришел в Тиниан Каппадокийский[49], отсюда посетил Анкиру Галатийскую[50], в которой воскресил мертвеца и устроил церковь, многих огласив и крестив и поставив им епископа. Оставив Анкиру, он направился в Синоп Понтийский[51], а отсюда пришел в Амасию, занимающую средину Понтийской земли. Затем, побывав в Гангре Пафлагонском[52], Клавдиополе Гонориадийском и Вифинийской[53] Никомидии, святый Апостол остановился в Никее[54]. Намереваясь [642]идти в Иерусалим на праздник Пасхи, он из Никеи повернул назад, — пришел в Писсинунт, а потом в Каппадокию и Сирию. Снова посетив Антиохию, он, наконец, достиг Иерусалима. Во дни его пребывания здесь к нему пришел, на третий год после своего обращения ко Христу, святый Апостол Павел, как сам он сообщает об этом в послании Галатам:

«Спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать»[55].

Уставив за это время церковные законоположения, святый Павел отошел на дело, к которому был призван; святый же Апостол Петр опять посетил Антиохию, где поставил епископа Еводия; прибыв, потом, в Синад, город Фригии[56], он удалился из него в Никомидию[57]; в ней он поставил епископа Прохора[58], который и по принятии епископства следовал за святым Иоанном Богословом. Придя из Никомидии в Илион, город Геллеспонтский[59], святый Апостол поставил здесь епископом Корнилия Сотника и возвратился в Иерусалим. Тут явился святому Петру в видении Господь Иисус Христос, говоря:

— Встань Петр и иди на Запад: настало время просветиться ему твоею проповедью; Я же пребуду с тобою.

В это время Симон волхв[60] был уже взят искавшими его воинами и приведен в Рим[61], чтобы принять наказание по своим [643]делам. Но он, омрачив волшебною хитростью умы многих, так обольстил их, что не только не понес наказания, а даже многими начал почитаться как бог. Этот предтеча сатаны настолько изумил своим волшебством самого кесаря Клавдия, что была изваяна статуя волхва и поставлена между двумя мостами на Тибре с такой надписью: «Симону, святому богу». Об этом подробно пишут Иустин[62] и Ириней[63]. Мы же (говорит Симеон Метафраст) возвратимся к предстоящему нам слову. Великий Петр, возвестив братии о бывшем ему видении, простился с ними и, посещая церкви, снова прибыл в Антиохию, где застал святаго Апостола Павла. Здесь он поставил епископов: Урвана — Тарсу[64], Епафродита — Левкии Адриатийской, Апеллия, брата Поликарпа[65], — Смирне[66] и Фигелла — Ефесу[67]; о последнем говорят, что он, уклонившись с правого пути, вступил в общение с Симоном. Из Антиохии святый Петр пришел в Македонию[68], где тоже поставил епископов: Олимпа — Филипписиям[69], Иасона — Солунянам[70] и Коринфянам[71] — Силу, ко[644]торого нашел пребывающим у святаго Апостола Павла. Поставив в Патре епископом Иродиона, святый Петр отплыл в Сицилию и, придя в Тавромению, на короткое время остановился у Панкратия, красноречивейшего мужа; огласив и крестив здесь некоего Максима и поставив его епископом, он прибыл в Рим.

В Риме святый Апостол Петр на площадях и в домах ежедневно проповедовал о Едином Боге — Отце Всемогущем, и Едином Господе Иисусе Христе Сыне Божием, Боге Истинном от Бога Истинного, и Едином Духе Святом, Господе Животворящем; и многих он привлек к Христовой вере, избавив Святым Крещением от обольщения идолопоклонством. Видя всё это, Симон волхв не хотел молчать и таить своей злобы на святаго Петра, — он почитал себе за посрамление проповедь Апостола, которою ниспровергалась его слава; и начал волхв открыто препятствовать истинному учению Апостола своими лживыми словами и делами, — без всякого стыда он прекословил святому Петру среди города. Волхв обольщал народ, возбуждая в нем странные мечты; он показывал предшествующие и последующие за ним привидения, о которых говорил народу, что это души умерших; показывал он и воскресших из мертвых, кланявшихся ему как богу; исцелял хромых, возвращая им способность ходить и скакать. Но всё это было не действительность, а призрак, подобный баснословному Протею[72], видоизменявшемуся различным образом: то являвшемуся с двумя лицами, то, спустя немногое время, превращавшемуся в козу, змея, птицу, то уподоблявшемуся огню, словом, принимавшему на себя всякий вид для прельщения безумных. Но достаточно было великому Апостолу Господню взглянуть на дела Симона — и тотчас исчезали волхвования последнего.

О борьбе святаго Апостола Петра с Симоном волхвом, кроме Метафраста, следующее сообщают Пролог и Великие Минеи-Четии:

Когда святый Петр пришел в Рим и узнал, что Симон, [645]называя себя Христом, творит пред глазами народа великие чудеса, то, возгоревшись ревностию по Истинном Боге, он отправился к дому Симона, у ворот которого нашел большую толпу людей; они возбраняли Апостолу проникнуть внутрь дома. Тогда святый Петр сказал:

— Зачем препятствуете мне пройти к льстивому волхву?

— Он не волхв, — отвечали из толпы, — но сильный бог; он поставил у ворот своих сторожа, знающего помышления человеческие.

С этими словами святому Апостолу указали на черного пса, лежавшего в воротах, заметив:

— Эта собака умерщвляет всех, думающих о Симоне неправду.

— Я истину о нем говорю, — подтвердил святый Петр, — Симон от беса.

Затем, приблизившись ко псу, Апостол сказал:

— Иди и передай Симону: Петр, Апостол Христов, хочет войти к тебе.

Пес пошел и человеческою речью передал Симону то, что приказал святый Апостол Петр. Все, слышавшие, как говорил пес, ужасались. Симон, в свою очередь, послал того же пса со словами:

— Пусть войдет сюда Петр.

Когда святый Апостол вошел в дом, Симон начал свое волхвование пред народом на глазах у святаго Петра. Святый же Апостол с помощию силы Христовой явил бо́льшие чудеса. Какие же именно? Из многих этих чудес следующее великое чудо вспоминает древний церковный историк Грек Егезипп, живший около времени Апостолов[73]. В Риме у одной благородной вдовы, из царского рода, умер в молодых летах сын; и безутешно плакала о нем его матерь. Жалевшие ее вспомнили о мужах, явившихся в Риме, о Петре и Симоне волхве — что [646]они воскрешают мертвых; и вот одни призвали к умершему Петра, а другие — Симона. На погребение юноши собралось много людей знатных и народа. И сказал святый Петр Симону волхву, величавшемуся пред всем народом своей силой:

— Кто из нас воскресит сего мертвеца, того учение должно быть признано как истинное.

Народ одобрил решение Апостола. Симон же, надеясь на свою волшебную хитрость, обратился к народу:

— Если я воскрешу мертвого, — убьете ли вы Петра?

— Живого сожжем пред твоими глазами! — закричал народ.

Приступив к одру умершего, Симон начал свое волшебство и при содействии бесов достиг того, что мертвый двинул своею головою. И тотчас народ начал кричать, что юноша жив, — что он воскрес. Святаго же Петра не медля хотели вести на сожжение. Апостол же, дав знак рукой, просил помолчать и, когда наступила тишина, сказал:

— Если юноша жив действительно, то пусть он встанет, и говорит, и ходит; пока же этого не увидите, не сомневайтесь, что Симон обольщает вас своим волшебством.

Симон долго ходил кругом одра, призывая бесовскую силу, но безуспешно; тогда он хотел бежать со стыда; народ же задержал его. А святый Петр, истинный чудотворец, воскресивший Тавифу и соделавший многие иные славные чудеса, став вдали, поднял к Небу очи и руки, и начал молиться:

«Господи Иисусе Христе, повелевший нам Твоим Именем воскрешать мертвых, молю Тебя: оживотвори сего юношу, да познают предстоящие здесь, что Ты — Бог Истинный и нет иного кроме Тебя, живущего и царствующего с Отцем и Святым Духом во веки. Аминь».

После этой молитвы он воззвал к мертвецу:

— Юноша! Встань — тебя исцеляет и воскрешает Господь мой Иисус Христос.

И тотчас мертвый открыл глаза, поднялся и начал ходить и говорить.

Это повествование Егезиппа дополняет Маркелл Римлянин — сначала ученик Симона волхва, впоследствии просвещенный Апостолом Петром святою верою и Святым Крещением. В своем послании к святым мученикам Нерону и Архиллию Маркелл говорит о воскрешенном святым Апостолом юноше:

[647]Юноша, припав к ногам святаго Петра, восклицал:

— Я видел Господа Иисуса, повелевающего Ангелам возвратить меня, по твоему молению, моей вдовствующей матери.

Тогда весь народ стал взывать:

— Един Бог и нет иного, кроме исповедуемого Петром!

Симон же волхв бежал, придав бесовскою силою своей голове вид собачьей; тем не менее народ схватил его, причем одни хотели его побить камнями, а другие — сжечь. Но святый Апостол Петр воспротивился этому, сказав:

— Наш Господь и Учитель не повелел воздавать за зло злом, — пустите его; пусть идет куда хочет: с него довольно стыда, поношения и убеждения в беспомощности своего волшебства.

Освобожденный Симон, — передает Маркелл, — пришел ко мне, предполагая, что я ничего не знаю о чудесном происшествии. Симон привязал к воротам моего дома железной цепью громадного пса и говорил мне:

— Посмотрю, — придет ли к тебе Петр по своему обыкновению.

И через час подошел к дверям святый Петр, отвязал пса, сказав ему:

— Поди скажи Симону волхву: перестань прельщать бесовскою силою людей, за которых Христос пролил Свою Кровь.

Пес пошел и передал, как человек, Симону слова Апостола. Услышав это (говорит Маркелл), я поспешил встретить святаго Петра и принял его с честью в свой дом; Симона же и пса выгнал вон. Пес же, не вредя никому другому, бросился на самого Симона и, схватив его зубами, повалил на землю. Увидев это из окна, святый Петр Именем Христовым запретил псу касаться тела Симона. И пес, не трогая тела волхва, изорвал всю его одежду, так что он стал совершенно голым. При виде этого народ кричал на Симона, насмехаясь и браня его; а затем его выгнали вместе со псом из города. От такого срама и стыда Симон целый год не показывался в Риме, — пока преемник Клавдия Нерон[74], царь нечестивый, не услыхал от злых людей похвал злобному волхву; Нерон отыскал Симона, очень полюбил его и приблизил к себе как друга.

[648]Пролог же и Великие Минеи, кроме того, говорят еще следующее о Симоне волхве.

Симон волхв приказал себя усечь мечем, обещаясь на третий день воскреснуть; вместо же себя он поставил под меч овна, придав ему способность казаться человеком; так овен и был усечен вместо волхва. Святый же Петр, отогнав бесовское наваждение, обличил ложь Симона: все увидели, что в голову усечен не Симон, а овен.

Об окончательной же победе святаго Петра над волхвом, погубившей последнего, все согласно передают таким образом.

Не будучи в состоянии ни в чем победить святаго Апостола Петра и не вынося более стыда и посрамления, волхв обещался вознестись на Небо. Собрав всех служивших ему бесов, Симон с лавровым венком на голове пришел на средину города Рима к одному высокому зданию; поднявшись на последнее, он начал с высоты здания гневно говорить народу:

— Так как вы, Римляне, до сих пор пребываете в своем безумии и, оставив меня, следуете за Петром, то и я покидаю вас; уже не буду я защищать города, но повелю моим ангелам взять меня на ваших глазах на свои руки и вознесусь к отцу моему на Небо, откуда ниспошлю на вас великие казни за то, что вы не послушали слов моих и не веровали моим делам.

Так сказав, волхв всплеснул руками и бросился в воздух; поддерживаемый бесами, он начал летать по воздуху, поднимаясь вверх. Люди же в сильном изумлении говорили друг другу:

— Это дело Божие — летать с плотью по воздуху!

Великий же Апостол Петр начал громко, в услышание всех, молиться Богу:

— Господи Иисусе Христе, Боже мой! Обличи прелесть волхва сего, дабы не соблазнились верующие в Тебя!

А потом он воззвал:

— Вам, о бесы! повелеваю Именем Бога моего: не носите его более, но оставьте его там, где он сейчас находится в воздухе.

И тотчас бесы, повинуясь запрещению Апостола, покинули Симона в воздухе; и полетел окаянный волхв на землю, как некогда диавол, сверженный с Неба долу, и, упавши, разбился. Присутствовавший при этом народ долго восклицал:

[649]— Велик Бог, проповедуемый Петром, и воистину нет иного Бога, кроме Него!

Упавший же волхв, хотя и сильно разбился, но, по Божию устроению, был еще жив, чтобы познать бессилие окаянных бесов и свое собственное, исполниться посрамления и уразуметь силу всемогущего Бога. С раздробленными членами лежал он на земле, испытывая невыразимые страдания, а на утро с мучением изверг свою нечистую душу, предав ее в руки бесов, чтобы отнести в ад к сатане, отцу их. Святый же Петр после низвержения Симона стал на возвышенном месте и, дав знак рукою к молчанию, начал учить народ познанию Истинного Бога; и многих своим продолжительным словом обратил к христианской вере.

Царь Нерон, узнав о позорной кончине своего друга, чрезвычайно разгневался на святаго Петра и хотел его убить. Но, как повествует святый Метафраст, яростный царь не тотчас, а лишь спустя несколько лет, исполнил свое злобное намерение относительно святаго Апостола Петра. По смерти Симона волхва святый Петр пробыл в Риме недолго; обратив многих и крестив, утвердив Церковь и поставив епископом Лина, он пошел из Рима в Тарракину[75], где Епафродита (другого, а не вышеупомянутого) поставил епископом. Прибыв в Сирмию, город Испании, и рукоположив здесь во епископа Епенета, он удалился в Карфаген, в Африке, где посвятил во епископа Крискента. Достигнув Египта, он поставил в нем епископов: Седмовратным Фивам — Руфа, Александрии — Евангелиста Марка. Затем, по откровению, он был в Иерусалиме в день Успения Пречистой Девы Марии Богородицы, и снова возвратился в Египет. Пройдя Африку, он достиг Рима, отсюда пришел в Медиолан, и потом Фотикин[76], где поставил епископов и пресвитеров. Удалившись в Британию[77], он прожил здесь долгое время, привлекши многие народы к вере Христовой. В Британии святому Апостолу Петру было явление Ангела, сказавшего ему:

[650]— Петр! Приблизилось время твоего отшествия из этой жизни. Тебе должно идти в Рим, где, претерпевши крестную смерть, ты получишь достойное воздаяние от Христа Господа.

Возблагодарив Бога, святый Петр после явления остался на несколько дней в Британии, утверждая церкви, поставляя епископов, пресвитеров и диаконов. В двенадцатый год правления Нерона он прибыл в Рим и поставил, как помощника в церковном управлении, епископом Климента, хотя последний и отказывался, не желая возлагать на себя такое иго. Вняв увещаниям Апостола, Климент, как послушный сын, преклонил свою выю под Христов ярем и вместе с учителем своим и прочими священными мужами влек колесницу Слова Божия. И многие в Риме благородные и знатные мужи и жены просвещались верою и Святым Крещением. Были же у царя Нерона две жены, замечательной красоты, которых он любил более всех прочих своих наложниц. Приняв святую веру, они решили вести целомудренную жизнь и не хотели повиноваться похотным желаниям царя. Он же, бесстыднейший и ненасытимый блудник, разгневался за это на всю церковь верных, а особенно — на Апостола Петра, виновника обращения ко Христу помянутых жен, начавших целомудренную жизнь. Вспомнил царь и смерть любимого друга Симона волхва и начал искать святаго Петра для смертной казни. Вышеупомянутый церковный историк Егезипп сообщает, что когда святаго Петра искали для убиения, верные просили его, ради пользы многих, скрыться, — удалиться из Рима. Апостол никак не соглашался на это, желая лучше за Христа страдать и умереть; верующие же с плачем умоляли Апостола сохранить жизнь свою, столь нужную святой Церкви, обуреваемой среди неверных волнами бед. Склонившись на слезные мольбы всего словесного стада, святый Петр дал обещание скрыться из города, и в следующую ночь, простившись со всеми после соборного моления, удалился один. И когда он был у городских ворот, то увидел идущего ему навстречу в город Господа Иисуса Христа; поклонившись ему, святый Петр спросил:

— Куда идешь, Господи?

— Иду в Рим, чтобы снова распяться, — ответил ему Господь и стал невидим.

Изумленный Апостол понял, что Христос, страдающий в [651]рабах Своих, как в Своих действительных членах, хочет и в его теле пострадать в Риме. Поэтому он опять возвратился к верным и был взят воинами на смерть. Святый Метафраст говорит, что святый Петр был взят не один, а с множеством верных, среди коих находились: Климент, Иродион, Олимп; их мучитель осудил на усекновение мечом, а святаго Апостола Петра — на распятие. Взявши осужденных, воины повели их на место казни; Климента, как родственника царского, они пощадили, отпустив на свободу; Иродиона же и Олимпа, пришедших в Рим с Апостолом Петром, вместе с многими верующими убили мечом. Святый же Петр молил своих распинателей, чтобы распяли его вниз головой, почитая этим Господа своего, на кресте распявшегося волею, — он не хотел уподобляться Ему в образе распятия, желая под ноги Его преклонить свою голову. Так скончался великий Апостол Господень, святый Петр, прославив Бога крестною смертью: терпя великую муку от гвоздей в руках и ногах, он предал непорочную душу свою в руки Божии 29 июня[78]. Ученик его, святый Климент, испросив тело Апостола, снял его со креста, опрятал и, созвав оставшихся верных и святителей, похоронил с честию; также предали честному погребению тела и пострадавших с ним Иродиона, Олимпа и прочих верных, славя Христа Бога, со Отцем и Святым Духом славимого во веки. Аминь.

 

%d такие блоггеры, как: